Дети и родители

О влиянии личного опыта и важности психотерапии

       Каждый человек, который слышал о психотерапии, знает, что психотерапевты почему-то часто работают именно с детским периодом клиента. В этой небольшой заметке я хочу немного прояснить эту тему.

       Те из нас, кто живет осознанно и понимает, что его благополучие – это его же ответственность, справедливо полагают, что могут построить счастливую и эффективную жизнь. Однако когда они начинают осуществлять это на практике (основывать бизнес, строить карьеру, создавать крепкую семью, лечить хронические заболевания и т.д.), то выясняется, что возникают некие ограничения, которые либо усложняют достижение этих целей, либо и вовсе делают невозможным. И эти ограничения могут появиться в любом виде в любой сфере жизни. Это и есть влияние того самого прошлого. Самые часто встречающиеся ограничения – это те настройки, которые человек получает в семье. И даже не то чтобы он считал их правильными – он просто так живёт и даже не осознаёт этого. И, если в настройках человека чего-то нет, то попытка жить по-другому вызывает дичайший стресс.

     Приведу пару простых примеров для иллюстрации.

     Представьте ребёнка, которого воспитывают очень строгие родители, буквально затюкивают и уж точно не дают покомандовать. Этот ребенок очень воспитанный, хорошо учится, в школе тихий, вполне возможно удачно находит сферу своей профессиональной реализации. А дальше он находит работу по специальности, становится хорошим специалистом и … необходимо продвигаться по карьерной лестнице. А для этого скорее всего придётся стать руководителем, где нужно уметь и руководить, и договариваться, и давить, и возможно запугивать, то есть воздействовать силой. И можно только представить какой стресс всё это вызовет у человека, которого с детства затюкивали.

     Представьте девочку, которую воспитали мама и бабушка, всё детство рассказывая, что «все мужики – козлы». А если ещё мама с папой разводились, и девочка с папой особо не общается, то и вовсе «красочная» картина получается. Потом такая девочка с дефицитом любви отца и убеждением от мамы с бабушкой, вырастает и искренне хочет встретить хорошего парня и создать счастливую семью. А на деле получается встретить такого как в убеждении, потому что настройки такие, и влипнуть в тяжёлые созависимые отношения, потому что очень не хватало отца в её жизни.

     Как же так получается? Начнём с того, что львиную долю информации о себе, других и мире, человек усваивает в детстве. По некоторым данным, до шести лет человек усваивает 75%! от всего, что он вообще усвоит в жизни. В таком возрасте, понятное дело, ребёнок не в состоянии как-то осознавать, анализировать, фильтровать информацию или давать ей оценку. Более того, ребёнок не имеет никаких защит от родителей, соответственно он примет от них всё, что они будут в него впихивать, даже если это неприятно или вредно. И вот на таких условиях в ребёнке формируются базовые убеждения, можно сказать, обо всём на свете. Он складывает представления о себе, о других и взаимоотношениях с этими другими, о взрослых ролях, о том какой мир и так далее.

     И вот, когда взрослый человек с какой-то проблемой приходит к психологу или психотерапевту, то предполагается, что опыт можно просто осознать, и это должно помочь клиенту решить проблему. И действительно, когда человек осознал механизм проблемы, ему в самом деле становится легче, но дальше он идёт в жизнь и, делает те же ошибки. Но есть практика объяснения, а есть практика решения. То есть получается, опыт нужно не просто осознать, но и проработать, нужно изменить те последствия, которые он несёт для нынешней жизни клиента. Именно это позволяет сделать качественная психотерапия. В интегральном нейропрограммировании, которое я практикую, существуют очень эффективные психотехнологии, позволяющие действительно нейтрализовать негативное влияние прошлого. И, убрав ограничения личного опыта, можно ставить самые смелые цели и достигать их!

«Наш опыт – это не то, что с нами было, а то, что мы сделали с тем, что с нами было» – О.Хаксли.